Юдхиштхира Махараджа сказал:
"О Джанардана, как называется экадаши двух светлых недель
месяца вайсакха (апрель-май)? Как
правильно соблюдать его? Милостиво поведай мне все это".
Господь
Шри Кришна ответил:
"О благословенный сын Дхармы, сейчас Я опишу
тебе, что однажды рассказал Васиштха Муни Господу Рамачандре.
Господь Рамачандра сказал Васиштхе Муни: "О
великий святой, Я хочу услышать о лучшем среди всех дней поста, дне,
разрушающем все виды грехов и печалей. Я долго страдал в разлуке со Своей
дорогой Ситой и хочу услышать от тебя, как прекратить эти страдания".
Святой Васиштха ответил: "О Господь Рама, о
проницательный, просто вспомнив Твое имя можно пересечь океан этого
материального мира. Ты спросил меня на благо всего человечества, и для
исполнения желаний всех я опишу сейчас этот день поста, очищающий весь мир. О
Рама, этим днем является Вайсакха-шукла экадаши, выпадающий на двадаши. Он устраняет все грехи и его прославляют как
Мохини экадаши (1).
Воистину, о Рама, благо этого экадаши освобождает из
сетей илюзии удачливую душу, соблюдавшую его. Поэтому, если Ты хочешь
избавиться от страдания, соблюдай в совершенстве этот благоприятный экадаши, устраняющий с пути все препятствия и избавляющий
от несчастья. Милостиво выслушай как я опишу его величие, ибо даже просто
слушая об этом благоприятномэкадаши, избавляются от величайших грехов.
На берегу реки Сарасвати когда-то был чудесный
город Бхадраве, и, которым правил царь Дьютиман. О Рама, этот стойкий, справедливый
и очень умный царь родился в лунной династии. В его царстве жил купец по имени
Дханапала, накопивший много зерна и денег. Он был также очень набожен. Он вырыл
озера, воздвиг арены жертвоприношений и разбил красивые парки для блага всех
жителей Бхадравати. Он был превосходным преданным Вишну и имел пять сыновей:
Суману, Дьютимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабудхи.
К несчастью, его сын Дхриштабудхи всегда был занят
греховной деятельностью, спал с проститутками и общался с падшими людьми. Он
наслаждался недозволенным сексом, азартными играми и многими другими видами
чувственного удовлетворения. Он не уважал полубогов, брахманов, предков, старших и гостей семьи. Зловредный
Дхриштабуддхи без разбора тратил добро отца, всегда ел недозволенную пищу и пил
много вина. Однажды Дханапала, увидев Дхриштабуддхи идущим по дороге в обнимку
с проституткой, выгнал его из дому.
Все родственники очень осуждали Дхриштабуддхи и
сторонились его. После того, как он продал свои украшения и стал бедняком,
проститутки также отвернулись от него и издевались над его нищетой. Теперь
Дхриштабуддхи был полон беспокойства и, к тому же, голоден. Он думал: "Что
мне делать? Что мне делать? Как поддержать себя?"
Он стал воровать. Царские стражники поймали его,
но узнав, что его отец - прославленный Дханапала, отпустили. Его ловили и
отпускали много раз. Но в конце концов Дхриштабуддхи был пойман, закован в
кандалы и избит. Избив его, царские управляющие сказали: "О злонамеренный!
Нет тебе здесь места". Однако отец освободил Дхриштабуддхи, который сразу
же отправился в лесную чащу.
Он бродил по лесу, очень страдая от голода и
жажды. В конце концов, для пропитания он стал убивать львов, оленей, кабанов и
волков. В его руках всегда был наготове лук, а через плечо перекинут колчан с
острыми стрелами. Также он убил и многих птиц: чакор, павлинов, канк и голубей.
Без колебаний убивал он птиц и зверей, и грехи его день ото дня возрастали. В
дополнение к своим предыдущим грехам он теперь погрузился в океан великого
греха.
Дхриштабудхи всегда был несчастен и обеспокоен. Но
однажды в месяц вайсакха силою какого-то доброго дела, совершенного в
прошлом, он набрел на священный ашрам Каундиньи Муни.
Великий святой только что совершил омовение в Ганге, и вода капала с него.
Дхриштабудхи предоставилась великая удача дотронуться до этих капель, стекающих
с одежд святого. Мгновенно Дхриштабудхи освободился от невежества и последствия
его грехов уменьшились.
Выражая свое смиренное почтение Каундинье Муни,
Дхриштабудхи со сложенными ладонями молил его: "О великий брахман, пожалуйста, расскажи, какое искупление могу я
совершить. В своей жизни я сделал много греха, и теперь очень несчастен".
Великий риши ответил: "Сынок, слушай с
большим вниманием. Выслушав меня, ты освободишься от всех грехов. В
светлую половину месяце вайсакха наступит священный Мохини экадаши, обладающий силой уничтожать грехи такие огромные и
тяжелые, как гора Сумеру, если последуешь моему совету и с преданностью будешь
поститься в этот экадаши, который так дорог Господу Хари, ты
освободишься от последствий всех грехов многих, многих жизней".
С огромной радостью выслушав эти слова,
Дхриштабудхи пообещал поститься в Мохини экадаши в соответствии с
указаниями святого. О лучший из царей, о Рама, соблюдая полный пост в Мохини экадаши грешник
Дхриштабудхи, непутевый сын купца Дханапалы, стал безгрешен. Впоследствии он
обрел чудесный трансцендентный облик и беспрепятственно отправился в высшую
обитель Господа на спине Гаруды, носящего Вишну. О Рама, день поста Мохини экадаши рассеивает тьму
иллюзорной привязанности к материальному существованию. Поэтому, нет лучшего
дня во всех трех мирах".
Господь
Кришна завершил:
"Итак, О Юдхиштхира, ни паломничество, ни
жертвоприношение, ни милостыня не могут дать даже шестнадцатой части блага,
полученного Моим искренним преданным, соблюдающим Мохини экадаши, слушающий же и изучающий величие Мохини экадашидостигает блага, равного раздаче в милостыню тысячи
коров".
Так заканчивается повествование о славе
Ваисакха-шукла экадаши или Мохини экадаши, из Курма Пураны.
Примечания
1. Если священный пост выпадает на двадаши, в ведической литературе его все равно называют "экадаши". Кроме того, в Гаруда Пуране [1.125.6]
Господь Брахма говорит Нараде Муни: "О брахман, этот пост надо соблюдать в полный экадаши, когда экадашисовпадает с двадаши и в три дня (экадаши, двадаши и трайодаши), но не в день, когда датами совпадает с экадаши".