Юдхиштхира Махараджа сказал:
"О Господь, Ты так чудесно описал славу
благословенного Сапхала экадаши, приходящего в темной половине месяца пауша
(декабрь-январь). Теперь же, пожалуйста, будь милостив ко мне и опиши экадаши
светлой половины этого месяца. Как он называется и какому Божеству надо
поклоняться в этот день? О Пурушоттама, О Хришикеша, пожалуйста, поведай также
мне, как доставить удовлетворение Тебе в этот день".
Господь Шри Кришна ответил:
"О царь, для блага всех людей я расскажу тебе,
как соблюдать пост в Паушашукла экадаши. Как Я объяснил раньше, в экадаши
каждый должен придерживаться правил и предписаний, это касается также и
экадаши, именуемого Путрада, который разрушает все грехи и поднимает в духовную
обитель. В этот экадаши поклоняются Шри Нараяне, всевышнему Господу и
изначальной личности. Он исполняет все желания Своих искренних преданных и
дарует им полное совершенство. Поэтому в трех мирах среди движущихся и
неподвижных существ нет лучшей личности, чем Господь Нараяна.
О царь, сейчас Я поведаю тебе историю Путрада
экадаши, который устраняет все грехи и делает человека прославленным и ученым.
Это было в царстве Бхадравати, которым правил царь Сукутуман. Его царицей была
достойная Шайбья. Так как у него не было сына, он долгое время пребывал в
беспокойстве, думая: "Если у меня нет сына, кто продолжи,т мою
династию?" Таким образом, в религиозном умонастроении, он долго размышлял:
"Куда мне пойти? Что мне делать? Как обрести сына?"
Ничто не радовало царя Сукутумана в его царстве, и
вскоре он стал проводить все больше и больше времени вне дворца и жены, уныло
размышляя только о том, как обрести сына. Итак, и царь Сукутуман, и царица
Шайбья пребывали в великом беспокойстве. Даже когда они предлагали тарпану
(подношение воды предкам), их семейное несчастье заставляло воспринимать ее
столь же непригодной для питья, как кипящая вода. Они думали о том, что у них
нет потомков, которые предлагали бы им тарпану, когда они умрут.
Царь и царица особенно огорчались, узнав, что их
предки тревожатся тем, что вскоре некому будет предлагать им тарпану. Узнав о
несчастии своих предков, царь и царица страдали все больше и больше. Ни
министры, ни друзья, ни даже любимые люди не могли их утешить. Царю были не
милы ни слоны, ни кони, ни пехота; в конце концов он стал практически бездеятельным
и беспомощным. Царь думал: "Говорят, что без сына брак бесполезен. И
сердца, и великолепный дом семейного человека, не имеющего сына, остаются
пустыми и жалкими. Лишенный сына, он не может отдать долг предкам, полубогам и
другим людям. Поэтому каждый семейный человек должен стараться иметь сына. Так
он станет прославляем в мире, а впоследствии достигнет небесной обители.
Сын - доказательство благочестивой деятельности,
совершаемой человеком в сотне прошлых жизней: такой человек получает долгую
жизнь в этом мире, хорошее здоровье и достаток. Обретение в этой жизни сыновей
и внуков свидетельствует о поклонении в прошлом Господу Вишну, Верховной
Личности Бога. Великое благословение сыновьями, богатством и острым умом можно
получить лишь поклонением Всевышнему Господу, Шри Кришне. Так я считаю".
Думая так, царь не находил покоя. Он пребывал в
беспокойстве день и ночь, с утра до вечера. С самого вечера, когда он ложился
спать, и до восхода солнца, его сон был полон великого беспокойства. Непрерывно
страдая от тревоги и беспокойства, царь Сукутуман решил было самоубийством
положить конец страданиям. Но осознав, что самоубийство ведет к последующему
рождению в адских условиях, он отбросил эту мысль.
Видя, что всепоглощающим беспокойством он постепенно
разрушает себя, царь оседлал коня и один поехал в густой лес. Никто во дворце,
даже священники и брахманы, не знали, куда он отправился. В том лесу,
населенном птицами, оленями и другими зверями, царь Сукутуман бесцельно бродил,
замечая различные деревья и кусты: фиги, плоды бела, финики, пальмы, бакулу,
саптапарну, тиндуку и тилаку, а также деревья шалы, талы, тамады, сарлы,
хинготы, арджуны, лабхеры, бахеды, саллаки, каронды, паталы, кхайры, шаки и
палаши. Все было чудесно украшено плодами и цветами.
Он близко видел оленя, тигров, дикого кабана, львов,
обезьян, змей, огромных слонов, слоних со слонятами и четырехбивневых слонов с
супругами. Там были коровы, шакалы, кролики, леопарды и бегемоты. Видя всех
этих зверей, окруженных самками и отпрысками, царь вспомнил свой зверинец,
особенно дворцовых слонов, и так опечалился, что рассеянно подошел очень близко
к зверям. Вдруг царь услышал вдалеке завывание шакала. Испугавшись, он стал
бродить вокруг, озираясь по сторонам.
Вскоре настал полдень и царь начал уставать. Его
измучили голод и жажда. Он подумал: "Какой грех мог я совершить, что
сейчас я вынужден так страдать от горящего и пересохшего горла? Я угождал
полубогам многочисленными огненными жертвоприношениями и богатым преданным
служением. Я приносил из милости много даров и очень вкусных лакомств всем
достойным брахманам. И я заботился о своих подданных, как о своих собственных
детях. Почему я так страдаю? Какой неизвестный греховный поступок стал мучить
меня на этом ужасном пути?"
Погруженный в эти мысли, царь Сукутуман брел вперед
и, возможно, благодаря своим благочестивым поступкам он натолкнулся на красивый
пруд, который был похож на знаменитое озеро Макасаровара. Он был заполнен
обитателями, включая крокодилов и множество разнообразных рыб и украшен лилиями.
Прекрасные лотосы распустились на солнце, лебеди, журавли и утки счастливо
плавали в воде. Поблизости было множество привлекательных ашрамов, где жило
много святых и мудрецов, которые выполняли желания всякого. Они желали добра
каждому человеку. Когда царь увидел все это, его правая рука и глаз начали
трепетать, - знак того, что должно произойти что-нибудь благоприятное. Как
только царь сошел со своего коня и встал перед мудрецами, сидевшими на берегу
пруда, он увидел, что они воспевали святые имена Бога на четках. Царь
почтительно поклонился и, соединив ладони, прославил их. Он был очень рад
находиться в их обществе. Предложив поклоны, царь представился им.
Мудрецы сказали: "Мы очень рады тебе, о царь.
Пожалуйста, скажи нам, почему ты пришел сюда? Что у тебя на душе? Скажи нам,
чего ты хочешь?"
Царь отвечал: "О великие мудрецы, кто вы? Как
зовут вас, о святые? Почему вы пришли в это прекрасное место? Пожалуйста,
скажите мне что-нибудь".
Мудрецы отвечали: "О царь, мы Вишведевы (1). Мы
пришли сюда, к этому прелестному пруду, чтобы искупаться. Через пять дней
наступит месяц магха, а сегодня известный Путрада экадаши. Тот, кто желает
сына, должен строго соблюдать этот экадаши" (2).
Царь сказал: "Я очень хочу иметь сына.
Пожалуйста, великие мудрецы, будьте так добры, подарите мне хорошего
сына".
"Истинное значение Путрады, - отвечали мудрецы.
- в том, что он дает сына. Итак, пожалуйста, полностью соблюдай пост в этот
день экадаши. Если ты будешь делать это, тогда с нашего благословения - и по
милости Господа Кешавы - ты, несомненно, получишь сына".
По совету Вишведевов царь соблюдал этот
благоприятный пост в день Путрада экадаши согласно всем установленным правилам
и предписаниям, а на двадаши, прервав пост, он вновь и вновь почтительно
предлагал свои поклоны всем мудрецам. Вскоре после того, как Сукутуман вернулся
в свой дворец, царица Шайбья забеременела, и точно так, как предсказали
Вишведевы, у них родился солнцеликий, прекрасный сын. В свое время он стал
известен как принц-герой, и царь с радостью оказал своему благородному сыну
милость, сделав его своим наследником.
Сын Сукутумана очень добросовестно заботился о своих
подданных, словно они были его собственными детьми. Итак, о Юдхиштхира, тому,
кто хочет исполнения желаний, следует строго соблюдать Путрада экадаши. Тот,
кто, находясь на этой планете, строго соблюдает этот экадаши, несомненно,
получит сына, и после смерти он достигнет освобождения. Всякий, кто хотя бы
читает или слушает о славе Путрада экадаши, получит благо, равное
жертвоприношению коня. То, что я объяснил тебе, является благом для всего
человечества.
Так заканчивается повествование о славе Паушашукла
экадаши, или Путрада экадаши, из Бхавишья Пураны.
Примечание
1. Десять Вишведевов, сыновей Вишвы: Васу, Сатья,
Краду, Дакша, Кала, Кама, Дхрити, Пурурава, Мадрава и Куру.
2. Слово "сын" на санскрите путра. Пу -
название части ада, а тра означает "избавлять". Таким образом, слово
"путра" означает "тот, кто избавляет от ада под названием
Пу". Поэтому каждому женатому человеку следует производить на свет самое
меньшее одного сына и должным образом воспитать его; тогда отец будет
освобожден от адских условий жизни. Но это предписание не относится к истинным
преданным Господа Вишну или Кришны, так как Господь становится их сыном, отцом
и матерью.
Дальше Чанакья Пандит говорит:
"Истина - это моя мать, знания - мой отец, мой
профессиональный долг - это мой брат, спокойствие - моя жена, а всепрощение -
мой сын. Эти шестеро - члены моей семьи".
Среди двадцати шести главных свойств поклоняющихся
Господу всепрощение - самое важное. Поэтому преданному следует всеми силами
стараться развивать это качество. Здесь Чанакья говорит: "Всепрощение -
мой сын", - и таким образом преданный Господа, даже если он живет в
отречении, может соблюдать Путрада экадаши и молить об обретении такого
"сына".
|